Недавнее решение Совета Федерации позволяет студентам старших курсов непедагогических специальностей вести преподавательскую деятельность в школах и колледжах. Эта инициатива призвана решить проблему нехватки учителей. Однако возникает вопрос: насколько эффективно такое нововведение и каков текущий опыт студентов в сфере образования?
Согласно новому постановлению, студенты вузов, успешно завершившие три курса обучения по непрофильным специальностям, теперь имеют право работать учителями. Для этого достаточно успешно сдать все экзамены и продемонстрировать углубленные знания по предмету, который они планируют преподавать. Как уточнили в Совете Федерации, основной целью этих мер является сокращение острого дефицита педагогических кадров в учебных заведениях.
Например, будущие журналисты смогут преподавать литературу, а экономисты — обществознание. Окончательное решение о приеме на работу и уровне компетентности студента будет принимать непосредственно работодатель.
Стоит отметить, что студенты активно участвуют в образовательной сфере и до вступления этого законопроекта в силу, часто начиная работать репетиторами или ведя образовательные блоги сразу после сдачи ЕГЭ.
Многие молодые люди имеют опыт работы с детьми еще до получения диплома. Например, автор текста, будучи на третьем курсе, проверяла домашние задания для школьников, готовящихся к ЕГЭ по литературе, где ключевыми критериями приема были опыт работы с детьми и личные результаты экзаменов. Другой пример — знакомый, начавший свою карьеру в государственной школе в качестве SMM-специалиста, впоследствии получил предложение вести занятия в медиаклассах, обучая детей основам журналистики.
У молодых преподавателей есть явные преимущества: им легче наладить контакт со школьниками, предлагать актуальные и интересные методики обучения, поскольку они сами недавно прошли через процесс подготовки к экзаменам и хорошо понимают современную подростковую культуру. Однако, существует и обратная сторона: малая возрастная разница и недостаток педагогического опыта могут усложнить поддержание дисциплины и эффективное взаимодействие с учениками.
Елена Решетникова, студентка третьего курса журфака и преподаватель английского языка в колледже, поделилась своим опытом интеграции в педагогический коллектив и работы с почти ровесниками:
Елена Решетникова, студентка третьего курса факультета журналистики, преподаватель английского языка в колледже:
«Я работаю в частном колледже с образовательной лицензией, оформлена как самозанятая. Преподаю английский язык, совмещая это с учебой, веду несколько групп. Профильного педагогического образования у меня нет, но организация предоставила поддержку. Перед началом работы я прошла четырехнедельные курсы по методике преподавания и провела несколько пробных занятий. Хотя с подачей материала проблем не было, поддерживать дисциплину с учениками, учитывая небольшую возрастную разницу и мой недостаток опыта, достаточно сложно. В этом мне очень помогают коллеги».
Поддержку в дополнительном обучении для молодых сотрудников без педагогического образования готовы предоставлять в основном частные учебные заведения. В государственных школах зачастую отсутствуют ресурсы и время для организации полноценной методической подготовки для новых кадров.
В отличие от студентов педагогических вузов, которые с первых курсов осваивают методы работы с учениками и построения доверительных отношений, студенты других специальностей не получают таких профильных знаний и навыков.
Константин Тхостов, директор санкт-петербургского лицея № 369 и член Общественной палаты Санкт-Петербурга, считает, что отсутствие педагогической подготовки у таких студентов может, напротив, усложнить работу учебного заведения:
Константин Тхостов, директор санкт-петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга:
«Студент инженерного вуза, окончивший третий курс, может прекрасно знать физику, но ему неизвестна методика преподавания школьного курса. Четырнадцатилетнему подростку, столкнувшемуся с жизненными трудностями, нужен не просто носитель знаний, а педагог, обладающий навыками психологии и конфликтологии. Не стоит заполнять вакансии теми, кто, зная предмет, не умеет донести его до ребенка. Я бы с радостью принял на работу студента педагогического вуза со второго-третьего курса – это идеальный вариант. Студенты непедагогических направлений, напротив, усложнят процессы, поскольку школа не может одновременно обучать и детей, и студентов».
Возможно, привлечение студентов поможет временно заполнить вакансии, однако вопрос долгосрочной эффективности такого решения остается открытым. Маловероятно, что человек, для которого преподавание не является призванием, задержится в школе надолго.