В аэропортах Московской области вступил в силу нормативный акт, предусматривающий штрафы для таксистов, активно предлагающих свои услуги пассажирам. Отныне заказать такси возможно лишь через официальные пункты или мобильные приложения агрегаторов. Позиция законодателей заключается в том, что “зазывалы” необоснованно завышают стоимость поездок и создают препятствия для свободного перемещения пассажиров в аэровокзалах.

В крупнейших подмосковных аэропортах — «Домодедово», «Шереметьево» и «Жуковский» — начали действовать новые правила, предусматривающие штрафы для таксистов, предлагающих свои услуги напрямую. Теперь пассажиры могут вызвать такси исключительно через специализированные стойки или онлайн-приложения. Каковы последствия этих изменений для водителей и пассажиров?
Водителям такси теперь запрещено предлагать услуги не только у выходов из терминалов, но и на расстоянии ближе 30 метров от любых сооружений на территории аэропортов. Нарушение этого правила влечет за собой штрафы: для физических лиц — от 5 тысяч рублей, для юридических — до 50 тысяч. По свидетельствам путешественников, несмотря на запрет, у выходов изредка все еще можно встретить назойливых таксистов, предлагающих довезти до метро за 500 рублей, однако их число значительно сократилось. Таксист Игорь Пчелкин, работающий через агрегаторы, отмечает, что не сталкивается с такими ситуациями:
— Встречаются ли до сих пор нелегальные частные извозчики?
— Нет, их уже давно нет. Вероятно, всех их уже выявили и пресекли их деятельность.
— Существует ли в аэропортах какой-либо контроль за этим?
— Да, безусловно, МАДИ (Московская административная дорожная инспекция) осуществляет контроль.
— Как именно это происходит на практике?
— Автомобили останавливают и выписывают штрафы. Штраф составляет около 12 тысяч рублей, и машину отправляют на штрафстоянку. Забрать ее можно только после решения суда. У меня были знакомые, которые столкнулись с этим около двух лет назад.
— Каковы особенности вашей работы в аэропорту? Существуют ли временные ограничения на пребывание на территории аэропорта?
— Да, десять минут — это максимум. Если не успеваешь выехать, то получаешь штраф в размере 6000 рублей.
По мнению участников рынка, нововведение затрагивает не только нелегальных извозчиков, но и легальные таксопарки и транспортные компании, которые теперь также лишены возможности предлагать свои услуги напрямую. Заказать такси можно исключительно через агрегаторы или официальные пункты заказа в терминалах. Например, на веб-ресурсе «Шереметьево» рекомендован заказ через «Яндекс», а на сайте «Домодедово» упоминаются «Яндекс Такси» и «Домтранс». Многие эксперты, опрошенные изданием «Бизнес ФМ», выражают опасения по поводу возможной монополизации рынка. Ситуацию комментирует Олег Амосов, председатель общественного движения «Форум такси»:
Олег Амосов, председатель общественного движения «Форум такси»:
«К примеру, в «Внуково» ранее действовала одна и та же компания, предоставлявшая автомобили в аренду. За дополнительную плату водители получали разрешение на длительное нахождение на территории аэропорта — до часа, в то время как обычные таксисты могли находиться там лишь десять минут. Эта практика была упразднена довольно давно. Главное — понимать, как функционировала эта система. Аналогично было и в «Домодедово», где одна или две аффилированные компании платили аэропорту за право на особую стоянку и въезд. Теперь же на этой стоянке доминирует «Яндекс Такси», все автомобили брендированы под «Яндекс Такси», и стойка заказа также принадлежит «Яндексу». Это приложение является приоритетным для работы. Ему совершенно не нужны посторонние, которые курсируют и предлагают свои услуги».
С начала года аналогичные меры по борьбе с нелегальными таксистами внедрены и в санкт-петербургском аэропорту «Пулково». О том, как обстоят дела с такси там, рассказывает Андрей Белов, директор по развитию компании «Петербургское такси 068»:
Андрей Белов, директор по развитию компании «Петербургское такси 068»:
«В «Пулково» право работать имеет исключительно «Яндекс». Другие многочисленные транспортные компании, самозанятые водители или индивидуальные предприниматели не могут осуществлять деятельность. Максимальное время нахождения на территории аэропорта составляет 15 минут, превышение этого лимита влечет штраф в 2000 рублей. Кроме того, в последние месяцы возникла проблема с отключением интернета, особенно на фоне атак беспилотников. По неофициальным оценкам, более половины водителей «Яндекса» — это мигранты, которые без навигатора не могут работать и просто уезжают домой до восстановления связи. Мы сталкивались с ситуациями, когда Комитет по транспорту «Пулково» в час ночи рассылал экстренные СМС директорам таксомоторных компаний с просьбой прислать автомобили, так как в аэропорту было некому работать».
Для пассажиров, прибывающих в Москву, отсутствие навязчивых таксистов у выходов из аэропорта является безусловным преимуществом, учитывая многочисленные случаи мошенничества. Однако, с другой стороны, многие признают, что среди “зазывал” иногда попадались водители, предлагавшие услуги по более выгодной цене и с не меньшим комфортом, чем официальные агрегаторы.