Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Новости шоу-бизнеса » Традиция и профессия: как в ауле Кубачи с первого класса обучают ювелирному делу?

Искусство кубачинских мастеров прославилось далеко за пределами Дагестана. Создаваемые ими ювелирные украшения, изысканные кувшины и серебряные подносы с искусной гравировкой по праву считаются произведениями искусства. Особенность этой уникальной традиции в том, что детей начинают обучать основам кубачинского ремесла с семи-восьми лет, причем не в домашних условиях, а в специально оборудованной для этого школьной мастерской.

Вид на аул Кубачи
Вид на аул Кубачи.

Летние каникулы для школьников — время свободы, но для 14-летних друзей Расула и Гаджи из дагестанского села Кубачи теплый июль проходит в стенах Кубачинской школы имени А. Г. Караева. Здесь, в детском лагере, который функционирует уже третий год, они углубленно изучают основы кубачинского искусства. Мальчики занимаются гравировкой с первого класса в рамках школьной программы, но понимают, что для полного овладения этим всемирно известным ремеслом дополнительные уроки необходимы. При этом, по их словам, занятия отлично сочетаются с обычными летними развлечениями: поездками на велосипедах, прогулками по горам и игрой в Counter-Strike.

Златокузнецы и золотошвеи горного аула

Аул Кубачи, находящийся в Дахадаевском районе Дагестана, имеет богатую историю. В раннем Средневековье он был центром государства Зирихгеран, где преобладала металлообработка. Кольчуги, созданные в Угбаже (старое название села), славились по всему Дагестану и за его пределами. Многочисленные легенды окружают происхождение кубачинцев, большинство исследователей сходятся во мнении, что это древний дагестанский народ. Тем не менее, остается загадкой, как в столь труднодоступной горной местности возникло поселение, где буквально каждый житель является потомственным мастером.

Современный Кубачи продолжает быть центром высокоразвитых художественных ремесел, в особенности обработки металла. Кубачинские мастера известны созданием великолепных изделий из серебра, золота и меди, включая ювелирные украшения, оружие и бытовую утварь: водоносные кувшины (мучалы), подносы, тарелки и чашки. «Кубачинское серебро» — это признанный мировой бренд.

Мастерство передается из поколения в поколение.
Вид на аул Кубачи.
Традиционные кубачинские изделия.
Традиционные кубачинские изделия.

Кубачинских женщин с раннего возраста учат искусству вышивки золотыми нитями. Традиционные платки «казы» длиной 2,5 метра, украшенные вышивкой, — это визитная карточка местных мастериц. Незамужние девушки создают более скромные узоры, тогда как замужние — пышные и праздничные. Даже сегодня жительницы Кубачей органично вплетают эти изящные белые платки с золотым орнаментом и бахромой в свой повседневный облик.

Кубачинская вышивка.
Тонкие белые платки с золотым узором.

Добраться до аула удобнее всего из Дербента, одного из старейших городов России. Однако не каждый водитель согласится на поездку из-за 17 километров сложного бездорожья на подходе к Кубачам. Поэтому предпочтительно ехать с тем, кто готов к горной дороге. При въезде в село путников встречает круглая средневековая сторожевая башня Акайла кала XIII-XIV веков. За ней начинаются жилые дома, которые живописно поднимаются по крутому склону горы. Внутри башни можно увидеть образцы кубачинского мастерства, а с ее крыши открывается захватывающий панорамный вид на аул и окружающие горы. Практически в каждом доме мастера есть свой небольшой музей с его работами, а по всему селу разбросаны многочисленные магазины, предлагающие ювелирные изделия и гравированную утварь.

В Кубачах ремесло является делом, объединяющим поколения. Дедушки и родители в своих домашних мастерских передают детям знания об орнаментах, гравировке и работе с металлом. Но ключевое обучение происходит в Кубачинской среднеобразовательной школе имени А. Г. Караева, по окончании которой выпускники получают полноценную профессию.

Два алфавита в начальных классах

В Кубачинской школе младшие школьники изучают не только кириллицу, таблицу умножения и чтение, но и основы кубачинского орнамента. Обучение происходит через интенсивную практику: дети строчка за строчкой прорисовывают элементы, постепенно переходя от простых к более сложным узорам. В средних классах ученики уже создают собственные эскизы, объединяя отдельные мотивы в целостные композиции. Кубачинский орнамент имеет свой уникальный “алфавит” и строгие правила прорисовки.

Обучение кубачинскому орнаменту.
Юные мастера осваивают орнамент.

Как поясняет учитель гравировки Саид Саидов, ведущий занятия для разных классов:

«Элементы орнамента нужно выводить не спеша. Линию нельзя ломать, все должно быть симметрично. В сложных узорах начинаем с середины, затем прорисовываем линии и узловые элементы. Важно соблюдать пропорции композиции».

Саид Саидов, учитель

Мастер гравировки Саид Набигуллаевич контролирует работу целого класса, состоящего из будущих учеников четвертых-пятых классов. Весь июль ребята посещают школьный летний лагерь, где, помимо основ кубачинского искусства, изучают и родной язык. В этот день их задачей было аккуратно выводить плавные элементы орнамента в тетрадях. Девочки и мальчики старательно выполняли задание, затем подходили к учителю для проверки. Саидов Набигуллаевич моментально замечал малейшие неточности в пропорциях и исправлял работы, задавая дополнительные элементы для отработки. Он подчеркивает, что безупречная отработка на бумаге критически важна, ведь при переносе орнамента на металл право на ошибку уже отсутствует.

Дети на занятиях.
Практические занятия в школьной мастерской.

Пока Саид Набигуллаевич знакомил меня с принципами орнаментального алфавита, к нему часто подходила одна ученица, которую он шутливо называл «Ferrari» за ее скорость. Она успевала прорисовать целый ряд орнаментов, в то время как мастер объяснял мне лишь один элемент. Однако Саидов не путал скорость с мастерством.

«Опять пришла. Ты торопишься, как Ferrari, а линия здесь ушла не в ту сторону», — приговаривал он, в очередной раз корректируя ее работу.

В этой же аудитории чуть в стороне сидели мальчики, работающие со штихелями. Уже с четвертого класса ученики начинают переносить свои эскизы на специальные медные пластинки, закрепленные на деревянных дощечках. Гравировка бывает разных видов: например, глубокая, создающая объемный эффект, или дополнительная, заполняющая крупные детали рисунка мелкими узорами.

Среди этих юных мастеров — Расул и Гаджи. В тот день Расул работал над медной тарелкой, а Гаджи — над рукояткой для сабли. За время обучения Расул выгравировал множество пластин, медную тарелку и даже модель танка. Гаджи также создал множество пластин, два широких серебряных браслета и медную кружку. Оба мальчика — дети и внуки потомственных мастеров. Их отцы и дедушки также владеют собственными мастерскими: у Расула они занимаются предметами быта, а у Гаджи — ювелирными изделиями.

«Мои прадедушка, дедушка и папа — мастера кубачинского искусства. Поэтому я просто не мог не научиться этому. Когда я только начинал, думал, что гравировка — очень легкое дело. Оказалось, это трудоемкое занятие. Чтобы выгравировать орнамент на медной тарелке, нужен месяц ежедневной работы», — поделился Расул. Он добавил, что помимо терпения и усидчивости, гравировщику важно прислушиваться к своему настроению: если нет желания, лучше не начинать, так как орнамент не получится. У Расула есть свой способ настроиться — он отправляется на прогулку.

Расул и Гаджи осознают, что высокий спрос на кубачинские изделия может сделать это ремесло их основной профессией и хорошим источником дохода. Однако оба планируют получить и другое образование: Расул интересуется техническими специальностями, а Гаджи мечтает стать стоматологом.

Дети создают свои шедевры

Занятия по кубачинскому искусству организованы в рамках программы дополнительного образования и проводятся для учеников с 1-го по 11-й классы после основных уроков.

«Обучение школьников кубачинскому мастерству велось еще в советское время, и выпускники получали диплом ювелира вместе с аттестатом. В 1990-х и 2000-х годах эта программа была приостановлена, но в 2013 году ее удалось возобновить усилиями учительского коллектива и тогдашнего директора Култум Куцуловой. Сейчас в школе функционируют несколько мастерских: гравировка, филигрань, эмаль, кольчугоделие, монтировка и вышивка. Около десяти преподавателей обучают детей по этим направлениям. В 11-м классе, согласно стандартам, ученики сдают экзамен по труду, который проводится в конце мая, до начала ЕГЭ. Для этого мы формируем комиссию, приглашая трех лучших мастеров села для оценки детских работ. К экзамену школьники должны подготовить теоретические ответы по металлам и инструментам, выполнить экзаменационную работу и защитить ее. Вместе с аттестатом мы выдаем свидетельство о прохождении курса по основам кубачинского искусства, где указывается полученная профессия, например, ювелир, гравер или золотошвея».

Райганат Касумова, директор школы имени А. Г. Караева с углубленным изучением основ кубачинского искусства

По словам Райганат Касумовой, школьным мастерским требуется обновление. Некоторые станки остались с советских времен, а материалы преподавателям приходится приобретать самостоятельно, что указывает на необходимость улучшения и развития материально-технической базы.

В прошлом году около 150 детей, что соответствует общему числу учеников школы имени А. Г. Караева, посещали эти занятия. В школе также действует обновленный музей, где экспонируются работы учеников и выпускников из серебра и меди, а также их дипломы и грамоты. Многие выпускные работы признаются мастерами исключительными по качеству и с гордостью пополняют коллекцию музея. Лучшие эскизы и пробные работы на металле бережно хранятся в кабинетах мастерских.

Музей школы.
Экспонаты школьного музея.

Кубачинское мастерство — это неотъемлемая часть культурного кода жителей аула, наряду с такими вечными ценностями, как добро, уважение и верность. Поэтому старшие поколения прилагают все усилия, чтобы привить эту любовь к искусству своим детям, внукам и ученикам, передавая им бесценные прикладные знания.

Платон Рогожин

Платон Рогожин — 45-летний опытный обозреватель из Новосибирска, посвятивший 15 лет экономической журналистике. Начинал карьеру в печатных СМИ, сейчас успешно совмещает работу в онлайн-изданиях с ведением авторской колонки о финансовых рынках и криптовалютах.

© Copyright 2025 Портал новостей из мира шоу-бизнеса
Powered by WordPress | Mercury Theme