Недавно принятый закон позволяет студентам третьего курса вузов, не имеющих педагогического профиля, вести школьные уроки при условии успешной сдачи дисциплин по педагогике. Специалисты отмечают преимущества такого подхода, включая привнесение актуальных знаний и облегчение контакта с учащимися, но предостерегают о возможном снижении уровня методической подготовки.

Совет Федерации дал «зеленый свет» законопроекту, позволяющему студентам после третьего курса непрофильных высших учебных заведений преподавать в общеобразовательных школах и колледжах.
Для этого необходимо успешно пройти все сессии, включая те, что связаны с дисциплинами педагогической направленности, которые затем будут преподаваться. Это может быть как физика, так и литература.
Такой опыт приносит значительные преимущества в освоении предметов. Для непедагогических специальностей крайне важна серьезная поддержка. При углубленном изучении предмета необходима психолого-педагогическая подготовка, которая может начинаться заранее и сопровождаться тьюторством во время работы в школе, что, на мой взгляд, очень значимо. Среди плюсов — небольшая разница в возрасте с учениками, что облегчает установление контакта. Интересно, что преподавание часто помогает самим студентам глубже понять свой предмет и даже открыть новый интерес, поскольку, объясняя другим, они сами лучше усваивают материал. Это очень ценная инициатива, ведь нам нужна молодежь в школах – активная, с современными знаниями, находящаяся с учениками в едином культурном и языковом пространстве.
Ирина Абанкина
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Многие студенты уже сейчас активно работают в образовательной сфере, начиная с первых или вторых курсов, например, в качестве кураторов в онлайн-школах или педагогов дополнительного образования.
Мой первый опыт работы в образовании начался в начале третьего курса, когда я устроилась куратором в онлайн-школу. Основным требованием к моей должности был опыт взаимодействия с детьми. Я упомянула, что уже работала со школьниками 9-11 классов, записывая с ними подкасты в рамках учебы, и в целом понимала, как с ними общаться. Естественно, спрашивали баллы по ЕГЭ, и мои 100 баллов по литературе, которую я собиралась преподавать, очень помогли. На собеседовании мне дали задания ЕГЭ, часть из которых нужно было выполнить самой, а часть — проверить готовые и найти в них ошибки. Мне поручили группу из 25-30 человек, которые готовились к ЕГЭ по литературе, и я проверяла их домашние задания. Перед этим я прошла несколько недель обучения, где меня учили проверять работы и контролировали мои проверки. И таких, как я, было много. Многие мои знакомые, обучающиеся на журфаке, как и я, начинали репетиторствовать чуть ли не с первых курсов. Они сдавали ЕГЭ на высокие баллы и занимались либо индивидуальным преподаванием, имея по нескольку учеников в день, даже во время сессии готовили ребят к ЕГЭ, строили на этом свои блоги. Некоторые также устраивались в онлайн-школы. Более того, у меня были знакомые, которые работали не только в онлайн-образовании, но и, например, СММ-специалистами в обычных московских школах, успешно вели их телеграм-каналы, а затем за дополнительную плату им поручали вести медиаклассы, где они учили детей писать новости.
Екатерина Штрыкова
Выпускница факультета журналистики
Однако такая деятельность чаще всего относится к факультативным занятиям и дополнительному образованию. По мнению Константина Тхостова, директора санкт-петербургского лицея № 369 и члена Общественной палаты Санкт-Петербурга, такой студент не сможет заменить полноценного школьного учителя-предметника:
Студент, окончивший второй курс непедагогического вуза, безусловно, владеет знаниями, например, по физике, но ему не хватает методики преподавания школьного курса. То есть, знать предмет самому не означает уметь доступно объяснить его ребенку. Если у 14-летнего ребенка возникает сложная жизненная ситуация, ему нужна не столько помощь носителя знаний, сколько поддержка педагога, владеющего психологическими навыками, способного помочь в критические моменты и в конфликтологии. Не стоит заполнять вакансии теми, кто, зная предмет, не умеет донести его до детей. И главное — поверьте, чтобы стать учителем, нужно осознавать, что это призвание, это профессия, формирующая государство. Я бы с радостью принял на работу студента второго-третьего курса педагогического вуза, потому что чем раньше будущий учитель погрузится в профессию, чем раньше он поймет, зачем ему было необходимо изучать психологию, физиологию и другие специализированные дисциплины на первых курсах, тем быстрее он вольется в сложный образовательный механизм современной школы. Это идеальная модель. Если же это непедагогические кадры — это усложнит процесс. Школа не может одновременно учить и детей, и студентов.
Константин Тхостов
Директор санкт-петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга
Окончательное решение о приеме на работу молодого преподавателя без полного диплома останется за администрацией конкретной школы.