Новые правила маркировки телефонных звонков, вступившие в силу 1 сентября, уже привели к закрытию 18 колл-центров в России. Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89» предупреждает о возможном массовом коллапсе отрасли, что ставит под угрозу проведение социологических опросов, включая те, что выполняются для государственных заказчиков.

Резкий рост себестоимости
Ключевая проблема заключается в значительном увеличении себестоимости звонков — в 5-20 раз. Мобильные операторы начали взимать плату за каждый маркированный вызов, независимо от его успешности. При этом, чтобы получить одно интервью или отклик, колл-центрам приходится совершать до 1200 звонков, что делает работу нерентабельной.
Влияние на социологические исследования
Сложившаяся ситуация вызывает серьезные опасения относительно будущего социологических исследований. Эксперты предупреждают, что в перспективе, например, перед выборами в Госдуму в 2026 году, политические партии могут оказаться без объективных данных о реальных настроениях граждан из-за невозможности проведения масштабных опросов.
Мнения экспертов
Социолог Анна Очкина отмечает, что проблема отказов от участия в опросах и так велика, особенно по «чувствительным» политическим темам. По ее словам, крупные исследовательские центры, такие как ВЦИОМ, смогут компенсировать возросшие расходы, но независимые социологи столкнутся с серьезными трудностями. Очкина считает, что в условиях, когда люди опасаются открыто высказываться, качественные методы исследования (интервью, фокус-группы) становятся более информативными, а цифровые исследования будут развиваться во всем мире.
«Порядка 25% хотели бы блокировать звонки от социальных служб. Отказов и так много, это, конечно, проблема, но это проблема, с которой социология так или иначе справляется: фиксирует количество отказов. Сейчас, особенно когда опросы ведутся на так называемые чувствительные темы, политически опасные, с точки зрения респондентов, отказов очень много. Что касается удорожания для компаний, ВЦИОМ не пострадает, я думаю, они закладывают большие суммы на исследования, а пострадают независимые исследователи, которые, может быть, не хотели бы раскрытия своей анонимности, и для них существенен вопрос денег.»
Анна Очкина, социолог
Глава коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко указывает на ограниченность вариантов для социологов, кроме личных или онлайн-опросов. Он также отмечает, что люди неохотно отвечают на звонки с незнакомых номеров из-за страха мошенничества. По его информации, ведутся негласные обсуждения о возможном исключении политической социологии из-под действия новых ограничений.
«Вариантов не так много: это опросы лицом к лицу, что достаточно сложно, сейчас люди неохотно открывают двери, но тем не менее у нас есть компании, которые преимущественно этим методом пользуются, ФОМ например. Есть онлайн-социология, поэтому будут каким-то образом пытаться компенсировать эти потери. Ну да, люди не берут трубки с незнакомых номеров, в том числе потому что запуганы темой с мошенниками.»
Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, напротив, утверждает, что новые правила в первую очередь бьют по спамерам. Он объясняет, что поправки в федеральный закон «О связи» обязывают маркировать каждый звонок от юридического лица или индивидуального предпринимателя, чтобы граждане могли принимать осознанное решение, отвечать или нет. Стоимость инициации вызова (30-50 копеек) автоматически делает массовый спам невыгодным. Муртазин считает, что социологи должны нести расходы и получать разрешение на звонок, а не обзванивать людей наугад. Если звонок будет маркирован как «социологический опрос» с указанием компании и получено согласие, проблем с ответом не возникнет.
«Поправки в федеральный закон «О связи» диктуют, что каждый звонок юридического лица, индивидуального предпринимателя должен быть промаркирован. Делается это для того, чтобы, когда организация звонит человеку обычному, мы знали и принимали осознанное решение, нужно нам отвечать или нет, чтобы одна компания не притворялась другой, чтобы мошенники не пользовались этим. Это достаточно простые правила, они полезны, и при этом операторы действительно проделывают некую работу, поэтому сама инициация вызова для звонящего, для компании будет стоить денег — от 30 до 50 копеек. Это автоматически убирает спамеров.»
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group
Обращение к руководству страны
В ответ на сложившуюся ситуацию, ассоциация «Группа 7/89» направила официальное обращение президенту Владимиру Путину и заместителю председателя Совбеза Дмитрию Медведеву. В нем содержится просьба об отмене платы за маркировку звонков длительностью менее трех секунд, а также о неприменении штрафов к социологическим компаниям за проведение опросов без предварительного согласия респондентов. Ассоциация предлагает считать сам факт принятия звонка с маркировкой «Опрос» достаточным согласием на его прохождение.