В Москве произошел необычный инцидент: робот-курьер, двигаясь по зеленому сигналу светофора, не уступил дорогу спецкортежу. Машина из кортежа была вынуждена остановиться, чтобы пропустить робота. Этот случай вызвал вопросы к алгоритмам автономных систем и привлек внимание к нюансам их программирования.

Инцидент произошел в Москве, когда робот-курьер, пересекая пешеходный переход на разрешающий зеленый свет, неожиданно оказался на пути кортежа с проблесковыми маячками. Инспектор ГИБДД заранее перекрыл движение для проезда кортежа, однако робот не отреагировал на изменившуюся дорожную ситуацию. Полицейский автомобиль, сопровождавший Aurus, проехал беспрепятственно, но лимузин был вынужден замедлиться и остановиться из-за робота.
В социальных сетях развернулась активная дискуссия о том, как робот поведет себя в будущем при встрече с машинами скорой помощи или пожарными. Эксперты отмечают, что обычно автономные системы обучают уступать дорогу спецтранспорту. Ситуацию, запечатленную на вирусном видео, комментирует Екатерина Родина, директор по внешнему развитию группы компаний «Автомакон» и автор телеграм-канала «Родина и роботы»:
Екатерина Родина
директор по внешнему развитию группы компаний «Автомакон», автор телеграм-канала «Родина и роботы»Произошедшее не является «глупостью» робота, а скорее указывает на пробелы в обучении логики автономной системы. Были выявлены слабые места в датчиках, программном обеспечении для восприятия, модуле принятия решений и недостаточном тестировании. Для инженеров это ценные данные, которые помогут улучшить алгоритмы. В частности, требуется доработка системы восприятия и распознавания спецсигналов.
Алгоритмы компьютерного зрения, основанные на нейросетях, должны быть натренированы на различные ракурсы и типы мигалок, а также звуковых сигналов. Система не присвоила спецсигналам высокий приоритет и не распознала необходимость уступить дорогу. Также необходимо улучшить прогнозирование поведения: робот должен не только видеть объекты, но и предсказывать их траекторию. Увидев быстро проехавший первый автомобиль (ДПС), робот не спрогнозировал возможное движение следующего автомобиля кортежа. Он интерпретировал ситуацию как «опасность миновала» и руководствовался жестким правилом «зеленый свет – движение разрешено», которое не было перевешено более серьезным правилом об уступке спецтранспорту.
В защиту робота стоит отметить, что такие ситуации с кортежами, проезжающими перекресток на высокой скорости, являются крайне редкими по сравнению с тысячами обычных пересечений. Такие сценарии сложно моделировать в виртуальной среде и достаточно тренировать. Робот столкнулся с уникальной комбинацией факторов: пешеходный переход, только что проехавшая машина ДПС, следующий за ней автомобиль с мигалками. В итоге алгоритм не смог быстро адаптироваться и принять верное решение.
В отличие от водителя автомобиля, которому за неуступление дороги кортежу грозил бы штраф в 10 тысяч рублей или лишение прав на срок от шести месяцев до года, информация о возможном привлечении к ответственности владельца робота-курьера пока отсутствует.
