В последние выходные на рейсах Turkish Airlines, вылетающих из Стамбула и Антальи в московский аэропорт Внуково, возникли серьёзные проблемы с багажом: суммарно более 90 единиц не было загружено на рейсы. Хотя часть чемоданов позднее доставили отдельными рейсами, некоторым пассажирам в Москве и других городах приходится ждать свои вещи более недели. Можно ли найти эффективное решение этой ситуации?

Личный опыт пассажира
Яна Сергеева из Подмосковья получила свой багаж лишь на одиннадцатый день после возвращения из Турции. Она летела рейсом Turkish Airlines из Антальи в Москву 23 июля. Пассажиров не предупредили о том, что их багаж не был погружен. По прибытии в Москву они около 50 минут безрезультатно ожидали у багажных лент.
Не дождавшись багажа, Яна обратилась в службу розыска, где обнаружила множество растерянных людей, заполняющих заявления об утере. Когда Яна попросила доставить багаж к ней домой в Подмосковье, ей сообщили, что ожидать придётся минимум две недели. Последующие два дня она безуспешно пыталась дозвониться до Внуково и Turkish Airlines.
— Спустя два дня мне позвонили, сказали: «Яна, ваш багаж прибыл в Москву из Стамбула». Я хотя бы узнала, где мой багаж побывал. «Ожидайте. В течение трех-пяти дней с вами свяжутся, его вам доставят». Естественно, в течение трех-пяти дней со мной никто не связался. Мне его привезли в воскресенье, 3 августа. Получается, на 11-й день.
— Были ли следы, что его вскрывали?
— По поводу пароля у меня были сомнения. Обычно я одну цифру сдвигаю. Видела, что несколько цифр были сбиты. Но я все-таки не могу утверждать, что его кто-то пытался открывать. Думаю все-таки, что если бы хотели, то открыли.
Масштаб проблемы и реакция аэропортов
По словам пассажиров, полёты с Turkish Airlines превратились в своего рода лотерею. В аэропорту Внуково в выходные дни начали информировать пассажиров о задержке багажа ещё во время полёта через свои официальные каналы. В аэропорту Казани, как сообщает издание «Бизнес-online», сотни утерянных чемоданов были размещены в нескольких помещениях одного из терминалов, где пассажиры самостоятельно ищут свои вещи по талонам с данными.
Официальные объяснения и мнения экспертов
Проблемы с багажом у Turkish Airlines возникают не впервые. Перевозчик объясняет это необходимостью заправлять самолёты большим количеством топлива, чтобы в случае введения плана «Ковёр» (ограничение полётов в воздушном пространстве) борт мог вернуться в Турцию. Для этого, по их утверждению, снижается вес самолёта за счёт багажа, который затем доставляется отдельными рейсами. Однако такой подход вызывает вопросы у экспертов.

Артур Мурадян
генеральный директор туроператора Space Travel, вице-президент АТОР по вопросам международного туризма
«Стандартная практика — это сокращение количества мест за счет того, что взрослый человек весит, как правило, как три-четыре чемодана. Итого при весе 20 килограммов даже четыре чемодана — всего лишь один пассажир упущенный, а здесь мы иногда наблюдаем вообще хаотичную историю, когда багаж из Антальи внутренними рейсами доставляется в Стамбул, а из Стамбула — в Россию».
Росавиация, в свою очередь, пригрозила Turkish Airlines сокращением квот на полёты в Россию, что, по мнению экспертов, является вполне реальной мерой.
гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support
«Турецкие авиалинии» ещё три-четыре года назад не летали по маршруту Анталья — Москва. А если летали, то летали только как регулярные рейсы раз в день. Откуда появилось так много рейсов в Москву? Они появились после того, как у российских авиакомпаний возникла проблема с полётами за рубеж, после конфликта с лизинговыми компаниями возникла двойная регистрация и самолёты с двойной регистрацией не могли вылетать за пределы России, иначе их сразу же останавливали и конфисковывали. Так возник дефицит воздушных судов у российских авиакомпаний, и, чтобы как-то решить эту проблему, было принято политическое решение, что давайте пустим на чартерные авиарейсы «Турецкие авиалинии». Тем более что у турок много хороших самолётов. Турки заняли ту нишу, в которую до этого их просто не пускали. Сейчас во многом у того же «Аэрофлота» проблема с двойной регистрацией самолётов уже решена, и эти самолёты можно уже ставить на Турцию».
Возможные решения и перспективы
Среди обсуждаемых вариантов решения проблемы — снижение допустимой нормы провоза багажа для пассажиров, чтобы чемоданы точно прибывали вместе с владельцем. Однако Turkish Airlines, являясь международным перевозчиком, не может изменять правила только для одной страны. Российский Минтранс сообщил, что турецкие авиационные власти обещали решить сложившуюся ситуацию.