Общественная палата Российской Федерации выступила с инициативой вернуть практику торговли алкоголем, действовавшую в советский период, а именно ограничить продажу спиртных напитков временными рамками с 11:00 до 19:00. Сегодня в большинстве регионов страны алкоголь доступен к покупке с 8 утра до 23 вечера. По мнению представителей Палаты, существующие ограничения недостаточны для достижения желаемых результатов.

Авторы предложения считают, что переход к советскому графику может быть осуществлен поэтапно, например, сокращая время продажи на один час ежегодно. Основная цель таких мер – «повысить ожидаемую продолжительность жизни трудоспособного населения». Председатель комиссии Общественной палаты по демографии Сергей Рыбальченко так комментирует свою идею:
Сергей Рыбальченко
председатель комиссии Общественной палаты по демографии«Есть опыт советского периода, именно тогда были достигнуты рекордные показатели снижения смертности, прежде всего мужского населения, и в том числе — повышения рождаемости. Впервые за многие годы был зафиксирован рост ожидаемой продолжительности жизни, прежде всего мужчин в трудоспособном возрасте».
Мнения экспертов: Спорные исторические параллели и реальные последствия
Однако специалисты алкогольного рынка скептически относятся к таким историческим параллелям. Они считают, что результаты борьбы с алкоголизацией в СССР, на которые ссылается Общественная палата, интерпретируются неверно, что приводит к завышенным ожиданиям. Эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев объясняет:
Денис Пузырев
эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер»«Если такое предложение будет реализовано, авторы вот этих вот предложений должны прекрасно помнить, что, собственно, было в Советском Союзе, когда ограничили время, место и количество продаваемого алкоголя. Помню прекрасно огромные очереди, штурмы винных отделов, давки. Притом что уровень потребления алкоголя в позднем Советском Союзе был выше. И когда советское руководство вводило такие меры, тренд был восходящий — потребление алкоголя на душу населения, собственно, росло. Сейчас тренд нисходящий, и к чему вводить на нисходящем тренде дополнительные ограничения — абсолютно непонятно».
С 1 марта текущего года власти ряда российских регионов ужесточили правила торговли спиртным. Хотя ночная продажа алкоголя запрещена по всей стране, субъекты получили право вводить дополнительные ограничения. Более 60 регионов незначительно скорректировали нормы, но пять ввели действительно жесткие меры. Например, в Тульской области алкоголь продают с 14:00 до 22:00, в Якутии — с 14:00 до 20:00, в Туве — с 11:00 до 15:00, а в Чечне — с 8:00 до 10:00. Единственным немусульманским регионом, где время продажи ограничено всего двумя часами (с 12:00 до 14:00), стала Вологодская область. Журналист из Вологды Владимир Пешков делится наблюдениями о ситуации на месте:
Владимир Пешков
журналист«По большому счету все подобные ограничения не ведут ни к чему, кроме как к тому, что люди как-то адаптируются к ним. Алкомаркеты в Вологде действительно закрываются, и это заметно. Есть алкомаркеты, которые переориентировались в чистом виде на еду. Люди в основном относятся к ограничениям по продаже алкоголя с иронией — ну, то, что я вижу. Кому надо — те купят или с 12 до 14 или где-то еще. Среди моих друзей появилась новая привычка — смотреть на часы, заниматься очень жестким тайм-менеджментом. Бизнес просто адаптируется: где-то закрывается, где-то открывается».
Независимый алкогольный эксперт Андрей Ткемаладзе призывает шире взглянуть на ситуацию с региональными ограничениями, отмечая, что запретительные методы могут иметь нежелательные последствия для соседних территорий:
Андрей Ткемаладзе
независимый алкогольный эксперт«Я думаю, что окружающие Вологодскую область регионы очень порадовались этому решению. Мы все время видим статистику по Вологде, а никто не публикует статистику по окружающим регионам. Я уверен, что там и продажи алкоголя выросли в несколько раз, и алкоголизация населения выросла почему-то. Нельзя запретительными методами решать такие проблемы».
Медицинский взгляд и другие предложения
Медицинские работники также отнеслись к идее сокращения времени продажи без особого энтузиазма. По их мнению, такие меры не решат проблему алкоголизма системно. Психиатр-нарколог Алексей Казанцев считает, что акцент следует делать на просвещении:
Алексей Казанцев
психиатр-нарколог«Я больше за то, чтобы была все-таки социальная реклама, чтобы показывались по телевидению те страшные сцены, которые происходят с человеком в зависимости: алкогольные делирии, последствия в плане памяти, ухудшения мышления, чувства юмора — как протекает деградация. Вот это надо больше показывать. И ограничения тоже сыграют роль, но у зависимых приведут к тому, что те начнут употреблять контрафактную продукцию, будет продажа из-под полы. Вспоминайте времена, когда таксисты, так сказать, ездили и в багажниках возили. Все мы это уже проходили».
Наконец, глава думского комитета по труду Ярослав Нилов в интервью предложил пойти еще дальше, запретив рекламу безалкогольного пива и его продажу на заправках. Он ссылается на то, что безалкогольное пиво по ГОСТу может содержать до 0,5% спирта, хотя для сравнения в кефире его доля достигает 0,7%, а в квасе — 1,2%.