Диплом Международного бакалавриата (IB) ранее предоставлял выпускникам уникальную возможность прямого поступления в ведущие мировые университеты, исключая необходимость сдачи дополнительных вступительных экзаменов. Эта престижная программа функционировала в 29 учебных заведениях Московского региона. Чем же объяснялась ее высокая популярность в России?

Основное достоинство программы International Baccalaureate, ныне получившей статус нежелательной организации, заключалось в глобальном признании ее образовательных стандартов и дипломов. Ученики, успешно завершившие программу, могли быть приняты без экзаменов примерно в две тысячи университетов-партнеров по всему миру. Среди них были такие мировые лидеры, как Гарвард и Принстон в США, Оксфорд и Кембридж в Великобритании, а также ведущие высшие учебные заведения Российской Федерации. Всего в более чем 150 странах мира действуют около шести тысяч школ, предлагающих программу IB, причем большинство из них расположено в Северной Америке (США, Канада) и странах Европы. В России школы IB находились в крупных городах, включая Москву, Санкт-Петербург, Казань, а также в ряде других регионов.
Структура и преимущества программы IB
В период обучения в средней школе программа международного бакалавриата полностью соответствовала государственным образовательным стандартам (в России — ФГОС). В старших классах же реализовывался двухгодичный курс, известный как Дипломная программа (Diploma Programme, DP). Учащиеся могли выбирать шесть предметов из различных академических областей — таких как литература и родной язык, иностранный язык, общественные науки, естественные науки, математика и искусство, при этом три из них изучались на углубленном уровне.
К обязательным требованиям программы относились выполнение глубоких исследовательских работ и успешная сдача итоговых экзаменов, по результатам которых выдавался диплом. Обучение в российских школах по программе IB часто начиналось на русском языке в младших и средних классах (до девятого класса), а затем, в старших классах, полностью переходило на английский язык. Своим опытом делится Асия, выпускница International Baccalaureate из Татарстана, которая в настоящее время успешно обучается в престижном американском университете:
«Диплом выдается студенту при успешном завершении последних двух лет обучения. Определиться с выбором университета и будущей профессиональной направленностью обычно удается к концу первого года DP. В этом смысле шесть профильных предметов очень помогают: ты начинаешь лучше понимать свои интересы, концентрируешься на них и выбираешь именно те дисциплины, которые нужны. Преподаватели всегда говорили нам, что после прохождения программы DP первый курс университета покажется значительно легче, потому что за эти два года развиваются ключевые навыки самоорганизации, умение поддерживать баланс между учебой и личной жизнью. Безусловно, это сложный период — объем информации и количество предметов огромны, и по всем нужно добиваться успеха. Однако это постоянная тренировка, которая готовит тебя к будущему. Ты постоянно совершенствуешь навыки коммуникации, умение работать самостоятельно. Тебе приходится самому обращаться за помощью, искать информацию, корректно указывать источники. Все работы очень строго проверяются на плагиат. Это также формирует чувство ответственности, „взрослый“ подход: если сейчас не приложить усилия, то эти два года могут быть потрачены впустую, и будет очень обидно, если не сдашь экзамены или покажешь плохие результаты».
Согласно информации издания EdDesignMag, в 2023 году стоимость обучения по программе IB для старшеклассников в московских школах составляла от 1 миллиона до 3,2 миллиона рублей.
Причины признания International Baccalaureate нежелательной организацией
Генеральная прокуратура Российской Федерации обосновала свое решение о признании IB нежелательной организацией заявлением, что ее цель — «форматирование российской молодежи по западным шаблонам». По утверждению ведомства, представители IB «навязывают собственное видение исторических процессов, искажают общеизвестные факты» и занимаются «антироссийской пропагандой». Кроме того, IB была обвинена в продвижении «нетрадиционных ценностей, основанных на идеологии запрещенных экстремистских объединений».
Последствия для образовательной системы
Решение о признании International Baccalaureate нежелательной организацией наносит существенный удар по образовательным траекториям детей экспатов, которые обучались в международных школах по этой программе. Хотя возможность поступления в зарубежные вузы являлась весомым аргументом для многих учеников, для значительной части родителей главным критерием был не только этот фактор, подчеркивает Сергей Косарецкий, доцент департамента образовательных программ Института образования ВШЭ:
— Главные преимущества были связаны с высоким качеством образования, применением передовых педагогических технологий и квалификацией преподавательского состава. Школы, придерживавшиеся этих стандартов, безусловно, входили в число лучших российских учебных заведений, а их учителя составляли когорту наиболее компетентных и эффективных педагогов в России. Известные мне статистические данные показывают, что далеко не все выпускники этих школ стремились поступить в зарубежные вузы, что свидетельствует о том, что выбор программы часто основывался именно на общем качестве предлагаемого образования.
— Почему выпускники с дипломом IB так высоко ценились?
— Сами методики преподавания постоянно адаптировались, впитывая лучшие мировые исследования и тренды: как наиболее эффективно организовать учебный процесс, как преподавать материал, как предоставлять обратную связь, как строить учебное взаимодействие, а также передовые методы проектной и исследовательской деятельности. Все это фактически способствовало поддержанию внутренней мотивации детей и их глубокого интереса к обучению.
Изменения для школ и будущие перспективы
В сложившейся ситуации всем образовательным учреждениям, ранее работавшим по программе IB, предстоит оперативно пересматривать и адаптировать свои учебные планы. В школе «Летово» и Калужской международной школе, куда журналисты Бизнес ФМ обращались под видом потенциальных клиентов, подтвердили прекращение действия программы. Британская московская школа в качестве альтернативы предлагает британскую программу A-Level, которая включает три профильных предмета, предъявляет менее жесткие требования к уровню владения английским языком, а ее выпускники преимущественно поступают в университеты США, Канады, Великобритании и европейских стран.
Однако, учитывая недавние решения о признании нежелательными таких организаций, как The British Council (организатор международного экзамена IELTS по английскому языку) и Йельский университет, а теперь и International Baccalaureate, будущее британской программы A-Level в России также оказывается под серьезным вопросом.
