Граница между Польшей и Беларусью, закрытая почти на две недели из-за российско-белорусских военных учений «Запад-2025», возобновит работу в ночь на 25 сентября. По оценкам экспертов, кратковременное закрытие не нанесло существенного ущерба бизнесу. Однако российские предприниматели продолжают сталкиваться с трудностями на другом направлении: уже третью неделю на погранпереходах между Россией и Казахстаном наблюдаются многокилометровые пробки.

Как сообщил премьер-министр Польши Дональд Туск, пограничные переходы будут вновь открыты в ночь на 25 сентября. Они были закрыты с 12 сентября в связи с проведением совместных военных учений «Запад-2025» между Россией и Беларусью.
Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко охарактеризовал решение Польши как недружественный акт, направленный против Китая, поскольку ключевой железнодорожный маршрут для транспортировки товаров из КНР в Европу проходит именно через эти две страны.
Комментарии экспертов по ситуации с границей
Георгий Властопуло, старший партнер компании «Оптималог», прокомментировал ситуацию:
Закрытие границы между Польшей и Беларусью в первую очередь затронуло транспортные компании, занимающиеся перевозками между Европейским союзом, Беларусью и Россией, а также транзитом китайских товаров в ЕС. Однако я бы не сказал, что это привело к значительным убыткам для бизнеса, поскольку закрытие было кратковременным.
Логистическая отрасль с 2020 года, с начала пандемии COVID-19 и последующих геополитических событий, включая начало СВО в 2022 году, уже адаптировалась к регулярным перестройкам цепочек поставок. Подобные проблемы перестали быть для отрасли экстраординарными.
Отвечая на вопрос о реакции Китая, Властопуло выразил уверенность, что после открытия границы грузопотоки быстро восстановятся. Он напомнил, что за 2024 год между Китаем и Европой было отправлено 19 тысяч поездов, подчеркнув высокую адаптивность логистического сектора.
Георгий Властопуло, старший партнер компании «Оптималог»
В то же время, более серьезные сложности испытывают российские компании на границе с Казахстаном. Предприниматели обратились в редакцию «Бизнес ФМ» с жалобами на масштабные пробки, вызванные усиленными таможенными досмотрами. По сообщениям Telegram-каналов, до семи тысяч грузовиков стоят на границе уже третью неделю, и ситуация с заторами не улучшается.
Ситуацию прокомментировал Игорь Ребельский, учредитель транспортно-логистической компании «VIG Транс»:
Мы действительно видим, что на юге идет большое скопление транспортных средств, доходящее до семи тысяч. Основной причиной называют ужесточение контроля со стороны России. Российские пограничники усилили проверку грузов, увеличили время досмотра машин и ввели дополнительные процедуры, включая тщательный контроль документов и соблюдение санитарных норм. Есть мнение, что основной причиной также является обязательное использование QR-кодов для безвизового въезда, обязывающее иностранцев заполнять электронную анкету не менее чем за 72 часа до поездки в Россию.
Безусловно, для бизнеса это крайне негативно. Все последствия, связанные с государственной риторикой или изменением каких-либо норм, бьют в первую очередь по бизнесу и по конечному получателю товара. Но это временный вопрос, я думаю, в ближайшие несколько дней ситуация стабилизируется, и все грузы будут двигаться как раньше, по нормальным срокам и маршрутам следования.
Игорь Ребельский, учредитель транспортно-логистической компании «VIG Транс»
В другом контексте, издание Financial Times сообщило о первом заходе китайского грузового судна в порт Севастополя после присоединения Крыма к России. Это событие названо беспрецедентным, так как западные санкции запрещают иностранным торговым судам заходить в крымские порты. Несмотря на то, что Китай не присоединялся к этим ограничениям, ранее его суда избегали посещения портов Крыма.

