Образование детей мигрантов в России: Актуальные проблемы и пути их решения

Новости шоу-бизнеса » Образование детей мигрантов в России: Актуальные проблемы и пути их решения

Председатель Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев обратил внимание на серьезную проблему: сотни тысяч детей мигрантов в России не посещают школы. Ситуация усугубляется тем, что всего два года назад сам Фадеев выступал за недопуск в российские учебные заведения детей, не владеющих русским языком. При этом стоимость подготовки ребенка к школе, включая занятия с репетиторами по русскому языку, оценивается минимум в 70 тысяч рублей, что является значительной суммой для многих мигрантских семей.

Занятия в воскресной школе для детей мигрантов.
Занятия в воскресной школе для детей мигрантов. Архивное фото. Фото: Максим Кимерлинг/ТАСС

Глава СПЧ Валерий Фадеев выразил глубокую обеспокоенность тем, что значительное число детей мигрантов в Российской Федерации лишены возможности получать образование. «Точных данных нет, но речь идет о сотнях тысяч детей, которые не посещают учебные заведения, и это совершенно неприемлемо», — подчеркнул он в ходе круглого стола, посвященного этой теме.

По данным Рособрнадзора, более 87% детей иностранных граждан, подавших документы на поступление в текущем году, не смогли пройти отбор в российские школы. Из общего числа в 23,5 тысячи заявлений лишь восемь тысяч имели полный пакет необходимых документов. До этапа тестирования дошли менее шести тысяч детей, и более половины из них не справились с испытаниями.

Интересно отметить, что именно Валерий Фадеев два года назад настаивал на том, чтобы не принимать в российские школы детей, не способных сдать вступительный экзамен. Попытки получить его комментарий по текущей ситуации не увенчались успехом. Тем не менее, Фадеев теперь предлагает начинать обучение русскому языку в странах исхода, до приезда детей в Россию.

Однако, по словам Абдукарима Атажанова, председателя Национальной культурной узбекской диаспоры Твери и Тверской области, такой подход не приносит желаемых результатов. Он недавно посетил Узбекистан, где убедился в отсутствии должной языковой подготовки у детей мигрантов в местных русских школах.

Эту точку зрения подтвердила репетитор с платформы «Профи.ру», с которой связались журналисты для поиска педагога, способного подготовить ребенка мигранта к школьному тестированию. За час было получено семь откликов. В ходе беседы одна из претенденток пояснила:

— Те дети, которые хотя бы как-то разговаривают, то есть они понимают речь и знают уже алфавит, хотя бы месяца четыре занимаются. Некоторые приезжают оттуда, где учились три класса в русской школе, но не поступают, не проходят тестирование. В этих странах по каким-то своим учебникам обучают. Если с нуля, это шесть-девять месяцев.

— Вы онлайн занимаетесь?

— Да, онлайн. Но все дети разные.

Средняя стоимость услуг репетитора составляет примерно 1,5 тысячи рублей за академический час. Таким образом, расходы на подготовку одного ребенка к школе могут колебаться от 70 до более 100 тысяч рублей, что становится серьезным препятствием, особенно для многодетных семей мигрантов.

Фадеев также предложил еще один вариант: в «исключительных ситуациях» организовывать обучение русскому языку для детей мигрантов уже в России. Однако и этот подход сталкивается с трудностями. Абдукарим Атажанов отмечает, что даже при наличии бесплатных возможностей в российских школах, большинство родителей не проявляют интереса или не могут участвовать в таких программах:

Абдукарим Атажанов, председатель Национальной культурной узбекской диаспоры города Твери и Тверской области:

«У них нет возможности дополнительно обучать своих детей русскому языку. Это уже доказано, неоднократно опробовано, организовано школой, классом, учителями на льготных условиях. Но я не смог собрать в таком городе, как Тверь, хотя бы десяток родителей, которые привели бы десять детей и бесплатно обучались русскому. Каждый из трудовых мигрантов определяет свое существование в России как временное. И судьбу детей — тоже. Это реальный факт».

Какова же судьба детей, не попавших в российские школы? Абдукарим Атажанов приводит показательный пример:

«Пять женщин живут в двухкомнатной квартире. У каждой — один-двое детей, они, к сожалению, нелегалы. Я говорю: «Девчата, а что у вас дети делают в этой квартире?» Они говорят: одна женщина дежурит по очереди каждый день, остальные уходят на работу. Работают подпольно».

Такие условия противоречат основным принципам российской миграционной политики, целью которой является создание условий для легального пребывания и адаптации иностранных специалистов и их семей. Иностранные граждане, работающие в России, обязаны не только соблюдать законы, но и обеспечивать, чтобы их дети, обучающиеся в российских школах, не создавали препятствий для образовательного процесса других учеников.

К сожалению, реальность такова, что многие дети мигрантов, приехавшие в Россию, зачастую не осваивают русский язык и предпочитают перенимать профессиональные навыки своих родителей, игнорируя формальное образование.

Платон Рогожин

Платон Рогожин — 45-летний опытный обозреватель из Новосибирска, посвятивший 15 лет экономической журналистике. Начинал карьеру в печатных СМИ, сейчас успешно совмещает работу в онлайн-изданиях с ведением авторской колонки о финансовых рынках и криптовалютах.

© Copyright 2025 Портал новостей из мира шоу-бизнеса
Powered by WordPress | Mercury Theme