
Министерство просвещения Российской Федерации, выполняя поручение президента Владимира Путина, разработало и представило список из ста отечественных кинолент, предназначенных для изучения в школах. Как заявляет ведомство, данная подборка призвана способствовать формированию “развитой, патриотичной и социально ответственной личности” среди учащихся. Примечательно, что весь перечень состоит исключительно из советских фильмов, а современные российские работы в него не включены.
В числе рекомендованных для просмотра картин значатся такие популярные комедии, как творения Леонида Гайдая, Георгия Данелии и Эльдара Рязанова, а также сказки Александра Птушко. Одновременно в списке присутствуют и более серьезные работы: например, драма Элема Климова «Иди и смотри» (с возрастной маркировкой «16+») и документальный фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» (который, согласно Минпросвещения, имеет маркировку «0+»).

Евгений Ухов
редактор портала Film.ru
«Подобные регламентированные списки всегда вызывают некоторую иронию. Это скорее бюрократическая, а не творческая задача, которая зачастую убивает любое живое движение мысли. Однако, приучать детей к кино необходимо. Если есть возможность организовывать кинозалы в школах и последующие обсуждения, это замечательно. Любой фильм, независимо от его содержания, может приносить пользу, стимулируя диалог и анализ. Можно искать недостатки, а можно объяснять. Но если мы просто покажем наши советские классические фильмы без должного вовлечения, ребенок вряд ли заинтересуется и многое не поймет – все упирается в живое общение и пояснения».
С другой стороны, Константин Тхостов, директор петербургского лицея № 369 и член Общественной палаты Санкт-Петербурга, полностью поддержал идею. Он высказал мнение, что современные родители, особенно поколение 90-х, не всегда показывают детям знаковые отечественные фильмы.
директор петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга
«Многие из этих фильмов можно разбирать на цитаты, они актуальны и сегодня. К сожалению, современные родители — это поколение, которое с восторгом проводит время в гаджетах. Почему бы не организовать в школе просмотры и последующие обсуждения в рамках внеурочной деятельности? Это весьма полезно, развивает ребенка, помогает формировать собственный взгляд на события и произведения. Это могут быть уроки литературы, истории, или специальные кружки. Главное — чтобы было желание и понимание ценности нашего исторического, художественного, национального и культурного наследия, которое нужно бережно передавать».
Однако, касаясь практической реализации инициативы, некоторые педагоги выражают сомнения. Татьяна Филина, завуч Свято-Георгиевской гимназии Красногорска и заслуженный учитель России, указала на нехватку времени:
завуч Свято-Георгиевской гимназии Красногорска, заслуженный учитель России
«Я еще могу понять включение фрагментов фильмов — это можно делать на уроках литературы, истории, возможно, географии. Но чтобы целиком посмотреть фильм на уроке, 45 минут не хватит. К тому же, у нас достаточно жесткая государственная программа. Мне кажется, что к школе предъявляют совершенно немыслимые требования. Придется тогда что-то сокращать. Думаю, это скорее популистские действия нашего министерства».
Включенные в список фильмы охватывают широкий диапазон жанров и тем: от детской картины Ролана Быкова «Айболит-66» до философской научно-фантастической драмы Андрея Тарковского «Солярис». Некоторые ленты, такие как «Гусарская баллада», «Вий» и «Экипаж», имеющие пометку «12+», разрешены к просмотру детям младше 12 лет только в сопровождении родителей.