Трагическое крушение самолета Ан-24 в Амурской области, произошедшее в июле и унесшее жизни всех находившихся на борту, предположительно вызвано неразберихой между двумя действующими на российских аэродромах системами измерения высоты. Такова предварительная версия Росавиации.

По данным «Известий», ссылающихся на письмо главы Росавиации, экипаж злополучного рейса при снижении в Тынде, возможно, использовал международную систему QNH для настройки высотомеров. Однако диспетчеру была доложена высота по «советской» системе QFE. Эта нестыковка могла привести к тому, что самолет, находясь на высоте 150 метров над уровнем аэродрома, задел деревья на холме, что повлекло за собой крушение и возгорание, в результате чего погибли все 48 человек. В связи с этим инцидентом, Росавиация рекомендовала провести дополнительное обучение пилотов и диспетчеров работе с международной системой высоты. Отмечается, что в России сейчас идет процесс перехода аэродромов на международные стандарты (в футах), тогда как ранее использовались советские (в метрах), что создает ситуацию, при которой некоторые аэропорты функционируют по старым правилам, а другие – по новым, способствуя возникновению путаницы.
Что стало причиной роковой ошибки – действия пилота или диспетчера? Своим мнением делится заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник:
«Диспетчер передает не высоту, а давление аэродрома, которое может быть в системе QNH или QFE, и эти значения различны. Высота Тынды над уровнем моря составляет 616 метров. Для экипажа не принципиально, по какой системе заходить, главное – правильно выставить давление, чтобы обеспечить безопасность полета в 50-километровом радиусе от контрольной точки аэродрома. Если диспетчер передал неверное значение давления (в миллибарах или миллиметрах), это вполне могло стать причиной катастрофы. Когда самолет Ан-24 достигает высоты перехода (например, 1200, 1500 или 1800 метров – точную схему я не видел), диспетчер сообщает давление для этой высоты. Командир воздушного судна устанавливает его на высотомере, который затем отображает высоту либо по QNH, либо по QFE. Нет никаких сложных «систем перехода», есть лишь высотомер с ручной настройкой. Если схема аэропорта разработана под QNH, то нужно использовать это давление, если под QFE – то QFE. Единовременно можно установить только одно значение: QNH или QFE».
На вопрос о значении термина «поставить» Сытник пояснил: «При снижении самолета с эшелона, при подходе к высоте перехода, где устанавливается давление аэродрома, экипаж выбирает между QNH и QFE. Если выбрано верно, то после посадки в Тынде высотомер покажет точную высоту аэродрома».
Относительно вероятности ошибки диспетчера: «Диспетчера легко проверить, так как все переговоры записываются. Это позволит быстро определить, какую команду он передал и как экипаж ее выполнил».
Касаясь ситуации с региональным аэродромом в Тынде, который перешел на QNH лишь в прошлом году, и возможности ошибки со стороны диспетчера, который всю жизнь работал по QFE, Юрий Сытник отметил: «Подобных случаев, когда происходит путаница при переходе на новые системы, немало. Например, при заходах на посадку в Китае, где на равнинной местности (как в Пекине) показатели QNH и QFE практически совпадали, тоже возникали сложности. Бывает, что давление просто дается, и пилот выставляет его. Это может быть ошибкой как экипажа, так и диспетчера. Для этого и создана комиссия – чтобы установить истинную причину».
Представители Росавиации подчеркнули, что упомянутые в письме данные являются лишь предварительными результатами расследования, которые будут дополняться. Они акцентировали внимание на том, что окончательные выводы о причинах катастрофы делать пока рано, а выпущенная информация о безопасности полетов призвана лишь способствовать принятию превентивных мер для повышения общего уровня безопасности полетов.
Напомним, самолет Ан-24, следовавший рейсом Хабаровск – Благовещенск – Тында, потерпел крушение 24 июля при повторном заходе на посадку в Тынде. После ухода на второй круг связь с воздушным судном прервалась. По данным оперативных служб, экипаж не сообщал о каких-либо неполаддках. Обломки самолета были обнаружены неподалеку от города. На борту находились 48 человек: шесть членов экипажа и 42 пассажира, включая пятерых детей.