
Государственная Дума в первом чтении одобрила законопроект, предусматривающий обязательную отработку для выпускников медицинских вузов, обучавшихся за счет бюджета. Согласно новым правилам, студенты-медики будут обязаны заключать целевые договоры, что обяжет их к последующей трудовой деятельности. Эта инициатива вызвала неоднозначную реакцию: будущие медики восприняли ее преимущественно негативно, в то время как практикующие врачи и представители отрасли видят в ней ряд преимуществ.
Законопроект о реформе медицинского образования, утвержденный Госдумой в первом чтении, вводит обязательное заключение целевого договора для всех студентов-бюджетников. Это нововведение, по сути, означает необходимость отработки за полученное бесплатное высшее образование.
В медицинском сообществе данный законопроект сравнивают с возвратом к советской системе распределения выпускников. До сих пор целевые договоры заключали в основном студенты, не прошедшие на бюджет на общих основаниях. Теперь же, согласно проекту, даже абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ по профильным предметам будут вынуждены подписывать такой договор. Один из профессоров регионального медицинского вуза, пожелавший остаться анонимным, отметил негативную реакцию со стороны высокобалльников.
«Нам хотелось услышать их как субъектов распределения. Они попадают под этот закон и пойдут работать, согласно этому закону, по «слепому» распределению кадров. Очень негативно относятся к этому «высокобалльники», которые много сделали для того, чтобы по ЕГЭ — химии, биологии, русскому языку — получить большой балл и учиться на просто бюджетной форме. Привожу прямую речь, наиболее распространенное мнение: «Я отношусь к этому резко негативно. Я получила 292 балла. Для меня было крайне важно не брать целевое, а поступать на бюджет, чтобы не отрабатывать в незнакомом мне лечебном учреждении. В итоге я все равно загнана в рамки, и суть бюджетного обучения для меня потеряна».»
Однако, профессор также признает, что проблема кадрового дефицита в медицине в ряде регионов достигает критических 50%. Это приводит к тому, что население не получает адекватной медицинской помощи, а в некоторых населенных пунктах врачей попросту нет. Пациенты вынуждены обращаться за элементарными услугами в региональные центры. Государство стремится решить эту проблему в ближайшие 5-7 лет.
Мнение эксперта: Борис Чурадзе
Главный врач клиники «Хадасса» и сети клиник «Медскан» Борис Чурадзе отметил несколько ключевых преимуществ новой системы.
«Ключевой фактор — это позволяет государству целенаправленно и прогнозируемо закрывать кадровый дефицит, особенно в тех регионах, где он острый. Особенно в удаленных регионах, на селе. Второй момент — появляется такой социальный контракт: обучение на бюджете — это инвестиция государства в специалиста. Этот механизм формализует и определяет взаимные обязательства. То есть общество дает студенту-медику качественное образование, а выпускник возвращает свой долг, работая там, где обществу нужны его компетенции. Честные, справедливые. Для многих молодых людей завершение учебы связано со стрессом поиска работы. Такой договор дает четкий маршрут, гарантию трудоустройства.»
На вопрос о минусах, Борис Чурадзе добавил:
«Таким инструментом мы, по сути, не мотивируем, а обеспечиваем физическое присутствие специалистов там, где они остро нужны. То есть, по сути, мы возвращаемся к распределению, которое было в советское время. Положительные стороны тоже были, но зачастую тогда сталкивались с тем, и сейчас такая есть угроза, что фактически врач будет «отбывать» там свой срок, и это не мотивация внутренняя, а обязательная программа с иногда невовлеченным врачом.»
В ходе обсуждения законопроекта поднимался вопрос о возможности выбора конкретной клиники для заключения договора. Представитель Минздрава в Госдуме уточнила, что абитуриенты сохранят право выбора региона.
Мнение эксперта: Владимир Елишев
Главный врач сети клиник «К+31» Владимир Елишев полагает, что для молодых специалистов это хорошая возможность получить ценную практику, которую они вряд ли смогут приобрести в крупном городе сразу после выпуска.
«Подход к госзаданию и к определенным условиям по гарантированной отработке — это в том числе, мне кажется, очень хорошее подспорье для молодых начинающих специалистов, чтобы получить сразу достаточно хорошую и успешную медицинскую практику после окончания вуза. Другой, мне кажется, такой альтернативы сейчас, в ближайшее время, наверное, у нас и не будет, потому что предоставить сразу большое количество рабочих мест для выпускников вузов — нет, наверное, такого большого количества стационаров, больших больничных комплексов. Основная все-таки категория обращений — это амбулаторно-поликлиническая помощь, оказание первичной медицинской помощи, участковая медицина, районная медицина. В большей степени, естественно, это государственная структура здравоохранения».
Законопроект устанавливает значительный штраф за неисполнение обязательств — как для выпускника, так и для медицинского учреждения — в размере тройной стоимости обучения. Ранее, по словам опрошенных экспертов, штрафы были недостаточны, и государство фактически несло убытки, поскольку некоторые целевики предпочитали «откупиться» от отработки. Также предусмотрено, что для получения первичной аккредитации молодому специалисту потребуется три года работы под руководством наставника, однако эти сроки могут быть пересмотрены перед окончательным принятием закона.
Ожидается, что в случае окончательного утверждения закон вступит в силу 1 марта 2026 года.
