Согласно заявлению пресс-службы Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН, недавний разлив мазута не оказал необратимого воздействия на прибрежную экосистему Черного моря, которая в настоящее время активно восстанавливается.
В период с 24 июня по 11 июля была проведена масштабная научная экспедиция, в ходе которой ученые тщательно изучили состояние придонных сообществ северо-восточной части Черного моря. Исследования охватили семь ключевых точек, расположенных между поселком Джемете (Анапа) и поселком Лермонтово (Туапсинский район).
Результаты полевых работ показали, что на обследованном двухкилометровом участке берега и прибрежной зоны в районе Джемете были обнаружены единичные свежие выбросы жидкого мазута в прибойной полосе. На двух из пяти исследованных станций также зафиксированы мазутные пятна и характерные радужные пленки на поверхности воды.
Тем не менее, несмотря на присутствие загрязнений, ученые с оптимизмом отметили значительное количество живых и активных представителей морской фауны, включая крабов-плавунцов, креветок, раков-отшельников, различных видов рыб, медуз-корнеротов и двустворчатых моллюсков. Это изобилие морской жизни является убедительным свидетельством постепенного восстановления экосистемы.
Помимо этого, в ходе экспедиции были собраны образцы флоры, фауны и донных отложений в Таманском заливе Азовского моря, а также в реках Вулан (поселок Архипо-Осиповка) и Шапсухо (поселок Лермонтово). В этих районах следов мазутного загрязнения выявлено не было.
Галина Колючкина, начальник этапа экспедиции и старший научный сотрудник Лаборатории экологии прибрежных донных сообществ ИО РАН, подчеркнула, что проведенные исследования крайне важны для глубокого понимания текущего состояния прибрежных экосистем Черного и Азовского морей. Эти работы позволят всесторонне оценить влияние инвазивных видов и долгосрочные последствия загрязнений, что необходимо для сохранения биоразнообразия и обеспечения экологической безопасности региона в целом.
Напомним, что инцидент с разливом мазута произошел 15 декабря 2024 года в районе Керченского пролива, когда во время сильного шторма потерпели крушение танкеры “Волгонефть-212” и “Волгонефть-239”. В результате аварии в море попало около 2,4 тысячи тонн нефтепродуктов. Хотя большая часть загрязняющих веществ была оперативно собрана в течение трех дней, в январе из трещины в корме одного из танкеров произошел повторный выброс мазута. К началу марта текущего года работы по демонтажу поврежденной кормы танкера “Волгонефть-239” у мыса Панагия были полностью завершены. От последствий этого происшествия пострадала значительная часть черноморского побережья Краснодарского края.