Представители Business FM сообщают о многочисленных жалобах дальнобойщиков на длительные задержки на границе с Грузией, в частности на пункте пропуска Верхний Ларс. Среди основных проблем называются медлительность проверок на российской стороне, система “VIP-талонов” для грузинских водителей, позволяющая им проезжать без очереди, и массовое объезжание пробки нарушителями. По словам одного из предпринимателей, ожидание для грузовиков с непортящимися грузами может достигать недели.
Путь через КПП Верхний Ларс, соединяющий Россию и Грузию, известен своей непредсказуемостью. В зимний период Крестовый перевал часто оказывается заблокирован снегом, а в летние месяцы пункт пропуска перегружен из-за большого потока путешественников. Недавно Военно-Грузинская дорога была временно закрыта из-за схода селя, что привело к образованию многокилометровых пробок из тысяч грузовых автомобилей, как сообщали местные медиа.
Виталий Данилин, операционный директор и учредитель «Агрокарго», поделился своим опытом:
Мои грузы – живые животные, экспортируемые из России в Грузию и Армению. В этом направлении движение осуществляется без существенных задержек для грузовиков; легковые автомобили сталкиваются с пробками на 5-6 часов, но для них предусмотрен отдельный коридор. Однако для несрочных грузов, таких как строительные материалы, ожидание при выезде из России может достигать семи дней. Гораздо сложнее обстоят дела с возвращением из Грузии. Грузовики, не принадлежащие Грузии, сталкиваются с очередями до семи дней, в то время как грузинские машины используют VIP-талоны для беспрепятственного проезда. Для нас это означает недельный простой порожних машин и потерю около 40 тысяч рублей в сутки. Новый порядок на грузинской стороне действует примерно месяц.
Для автомобильных туристов ситуация хоть и лучше, но все равно может испортить отпуск. По свидетельствам в группах в социальных сетях, пересечение границы занимает от 5 до 15 часов. Россиянка Маргарита рассказала о своем опыте:
Мы встали в пробку глубокой ночью, так и не доехав до Нижнего Ларса. Движение было крайне медленным – по паре машин каждые 20 минут. Вокруг горы мусора, отсутствуют туалеты, очень жарко. Мы не ожидали такой ситуации и переживаем за моего мужа, у которого проблемы с сердцем. Он вынужден сидеть в тени и обливаться водой. Вчера проезжали две скорые, одна из них реанимация, другая скорая, видимо, кому-то стало плохо. Я и муж решили больше не ездить в Грузию, так как это не отпуск, а настоящее испытание. Многие туристы, судя по чатам, уже отказываются от поездок.
Помимо недавнего схода селя, опрошенные Business FM указывают на хаотичную организацию очередей как основную причину заторов. Водители отмечают неэффективность работы полиции в борьбе с теми, кто объезжает пробку по обочинам. Критика звучит не только в адрес грузинских правил пропуска, но и по поводу медлительности российских пограничников. Водитель Владимир прокомментировал:
Пересечение заняло у нас 17 с половиной часов. Грузинская сторона работает очень быстро, но российская — невероятно медленно. Мы продвигались всего на одну-две машины каждые 40 минут. Досмотры проходят без спешки. Хотя есть много желающих объехать по обочине, полиция их отгоняет.
Верхний Ларс является единственным сухопутным пограничным переходом между Россией и Грузией. Через Военно-Грузинскую дорогу следуют грузовые автомобили из Турции и других стран региона, а также многочисленные туристы. Для тех, кто предпочитает авиаперелеты, стоимость билетов из Москвы в Тбилиси и обратно в августе составляет порядка 30-40 тысяч рублей.