На фоне текущего конфликта на Украине возникли предположения о возможном появлении в распоряжении Вооруженных сил Украины советских истребителей МиГ-29, ранее числившихся за Азербайджаном. Подтверждение этой информации, по мнению экспертов, может повлечь за собой значительные последствия для России.
4 сентября американский аналитический портал The War Zone (TWZ) сообщил о появлении в социальных сетях фотографий украинского МиГ-29, окрашенного в цвета ВВС Азербайджана (синий, серый и фиолетово-серый). На снимках самолет был оснащен ракетами класса «воздух-воздух» Р-27 и Р-73, что свидетельствует о его готовности к боевым действиям.
Фото: Gleb Garanich / Reuters
Хотя авторы не исключают возможности фальсификации снимка, убедительных доказательств этому пока нет. По информации TWZ, Азербайджан приобрел у Украины около 15 подержанных МиГ-29 еще в 2007 году. С 2017 года эти истребители проходили капитальный ремонт во Львове. На данный момент остается неясным, были ли самолеты переданы Киеву официально, проданы или возвращены безвозмездно.
Возможные последствия возвращения Азербайджаном старых МиГ-29 Украине
Военный эксперт Юрий Кнутов предположил, что Азербайджан мог принять решение о передаче истребителей в рамках плана по обновлению своего авиапарка за счет американских F-16. В этом случае Баку мог бы аргументировать свои действия возвращением Украине ее же самолетов. Кнутов также допустил, что речь идет о двух-трех МиГ-29, которые могли быть доставлены на Украину через Турцию в морских контейнерах со снятыми крыльями.
Эксперт подчеркнул, что усиление украинской авиации затруднит продвижение российских войск. Особую опасность представляют новые авиабомбы с универсальными модулями планирования и коррекции (УМПК), способные поражать цели на расстоянии до 60 километров, а МиГ-29 могут служить носителями таких боеприпасов.
«В связи с этим крайне важной задачей является обнаружение мест базирования украинских самолетов и их последующее уничтожение, будь то МиГ-29, F-16 или Mirage 2000-5. В этом процессе ключевую роль будет играть разведка»
Реакция России на возможное появление азербайджанских МиГ-29 на Украине
Член комитета Госдумы по обороне Андрей Колесник также прокомментировал ситуацию, заявив, что Москва намерена выяснить обстоятельства возможного попадания азербайджанских истребителей к украинской стороне.
«Истребители могли попасть [на Украину] любым путем, поскольку налажены разнообразные логистические цепочки. Полагаю, что в этой ситуации должны разбираться дипломаты»
По данным заслуженного летчика России Владимира Попова, к концу августа на вооружении Украины насчитывалось от 18 до 25 истребителей МиГ-29 и ограниченное число Су-27. Хотя некоторые из этих машин требуют ремонта, Киев обладает возможностями для их восстановления самостоятельно или при поддержке западных партнеров. Точное количество советских истребителей, находящихся на данный момент у ВСУ, не уточняется.
Подробности сделки о МиГ-29 между Киевом и Баку
По информации bmpd (LiveJournal), первый значительный контракт был подписан в ноябре 2005 года. Министерство обороны Азербайджана приобрело у украинского концерна «Укрспецэкспорт» 12 отремонтированных МиГ-29 и два учебно-боевых МиГ-29УБ общей стоимостью свыше 55 миллионов долларов. Эти самолеты, произведенные в 1987–1988 годах, были поставлены в Азербайджан в 2006–2007 годах.
Фото: Gleb Garanich / Reuters
В январе 2008 года один из учебно-боевых МиГ-29УБ (бортовой номер «20») разбился, оба пилота погибли. Украина предоставила замену через год, а в 2011 году Азербайджан дополнительно закупил еще один МиГ-29УБ. В комплекте с истребителями также были приобретены пилотный тренажер «Сокол-КТС», учебный класс, 95 новых ракет Р-27 и другое оборудование. Открытые источники указывают, что в 2018 году не менее трех МиГ-29 прошли ремонт на Львовском государственном авиационном ремонтном заводе. Эти самолеты числились в составе 411-й авиационной эскадрильи и базировались на аэродроме Насосная.
Украинские аналоги российских УМПК
Дополнительным поводом для беспокойства экспертов является активная разработка Украиной собственных аналогов российских управляемых авиабомб (УМПК). Журналисты TWZ сообщали, что украинские конструкторы создали 500-килограммовые планирующие боеприпасы со складными крыльями. Их заявленная дальность составляет 60 километров, что меньше, чем у российских аналогов (до 74 километров).
Американский обозреватель Томас Ньюдик считает, что Украина стремится уменьшить зависимость от западных поставок и одновременно улучшить точность своего вооружения, в том числе за счет французских технологий наведения, отличающихся повышенной устойчивостью к радиоэлектронной борьбе.