Массовые задержки и отмены рейсов, произошедшие в российских аэропортах 5-6 июля, привели к многомиллиардным убыткам для авиакомпаний. Пассажиры выражают острое недовольство дефицитом информации, образовавшимися гигантскими очередями и ростом стоимости авиабилетов. Юристы предупреждают, что процесс возврата денег может затянуться, а в некоторых случаях потребуется обращение в судебные органы.

Представители «Аэрофлота» заявили о нормализации расписания после масштабных сбоев 5-6 июля. Перевозчик также отметил, что в аэропорту «Пулково» ситуация с рейсами дочерней авиакомпании «Россия» стабилизируется к утру вторника. Ранее Росавиация опубликовала статистику по отмененным и задержанным рейсам по всей стране.
Согласно данным ведомства, за период с 5 июля по утро 7 июля было отменено 485 рейсов, 88 самолетов направились на запасные аэродромы, а почти две тысячи рейсов были задержаны. За этот же срок авиакомпании оформили 43 тысячи заявлений на вынужденный возврат билетов.
История москвички Марии, чей рейс из «Шереметьево» в Уфу неоднократно переносился в течение 12 часов, а затем был отменен, типична. Простояв в нескольких огромных очередях в аэропорту, Марии удалось получить подтверждение на возврат средств:
«Меня направили в терминале С в зону касс «Аэрофлота», где сотрудники, собственно, этим и занимались. В огромной очереди стояли люди — каждый со своими проблемами: кому-то нужно было перенести, выяснить что-то… В общем, у людей была абсолютная дезинформация, абсолютный коллапс — никто ничего не знал и не понимал, и все пришли хотя бы к одному источнику информации. Вышла сотрудница «Аэрофлота», которая сказала: да, уважаемые пассажиры, те, кто вылетает из Москвы и не на транзитных рейсах, чьи рейсы были сегодня отменены, пожалуйста, проходите в зону касс для оформления возврата денежных средств. Билеты на сегодняшние отмененные рейсы будут возвращены — компенсируется 100% стоимости этих билетов. А остальные билеты вы, пожалуйста, покупаете сами за свой счет. Для тех, у кого билет на самолет из Москвы, например, в Уфу стоил 7 тысяч рублей, а завтра он стоит 40 тысяч — это очень накладно».
Похожая ситуация произошла с Аленой, которая долго не могла вылететь из аэропорта «Пулково». Несмотря на то что на онлайн-табло рейс уже числился отмененным, по горячей линии утверждали, что вылет состоится, и Алена поехала в аэропорт. Там она увидела настоящую катастрофу:
«Сидит девочка одна, народу просто неописуемое количество — в этом же офисе, как и в других офисах, как и везде в принципе. Просто поставили на наши маршрутные квитанции штампы о том, что рейс отменен, потому что без этих штампов деньги никто не вернет. Ну и все. Нам предложили обменять билеты. Для этого нужно идти в кассу и стоять очередь. Мы спросили у людей, которые уже стоят в начале очереди и вот-вот к кассам подходят, — они стоят больше шести часов. Мы посмотрели по агрегаторам, есть ли вообще вылеты сегодня, завтра и так далее, — нет, вылетов нет. Куда мы летим? Никак — только через Москву с какими-то дикими стыковками. Поэтому мы просто купили себе билеты на среду, приехали в гостиницу, продлили ее — и все. Теперь будем подавать на возврат».
По различным оценкам, сбои в авиасообщении в эти выходные могут обойтись авиакомпаниям примерно в 20 миллиардов рублей, учитывая 43 тысячи вынужденных возвратов билетов. Юрист и эксперт по туризму Эдуард Шалоносов предупреждает, что некоторым пассажирам, возможно, придется ждать возврата денег дольше установленного срока:
Деньги будут возвращать долго. Объясню почему. Авиакомпания хотела улететь, самолет прибыл в порт, самолет был загружен, аэропорт взял Х процентов с билета за чистоту, уборку, загрузку, погрузку — условно, 25-30% ушло на все сервисные сборы. Теперь им нужно добавить свои 30% и вернуть 100%.
Сколько ждать возврата? Это будет стопроцентный возврат от цены?
30 дней.
В течение 30 дней возвратят все-таки, да?
Могут не вернуть — придется пойти в суд. И возвращают сразу же после получения искового заявления.
В авиакомпании «Аэрофлот» сообщают, что пассажиры, чьи рейсы были затронуты вынужденной корректировкой расписания, могут оформить полный возврат стоимости билета. Также предлагается приобрести новый билет по тому же направлению и классу обслуживания по цене отмененного рейса, либо перебронировать билет на аналогичный рейс, выполняемый в течение десяти дней с первоначальной даты вылета.
