В минувшие выходные авиапассажиры столкнулись с массовыми неудобствами из-за отмены рейсов, особенно в аэропорту Шереметьево, где было аннулировано 165 вылетов. Представители туристической отрасли анализируют, как эти сбои повлияли на планы путешественников.

Недавние атаки беспилотников привели к многократному закрытию московских аэропортов в течение выходных. В результате было отменено свыше 300 рейсов, а некоторые задержки достигали 20 часов. Хотя обстановка постепенно стабилизируется, последствия для авиасообщения до сих пор ощутимы.
Эксперты в сфере туризма фиксируют увеличение числа запросов от клиентов, желающих аннулировать или перенести свои авиабилеты.
Коммерческий директор национального туроператора «Алеан» Оксана Булах отмечает, что из-за текущей неопределенности заметно снизилось количество коротких поездок:
Если раньше мы наблюдали, что люди готовы были лететь куда-то на три-четыре дня, то теперь количество таких путешествий уменьшается. Не все готовы тратить два дня из трех-четырех запланированных на дорогу и ожидание в аэропорту. Первый масштабный сбой произошел на майских праздниках, затем были единичные закрытия, но не в таком объеме, как в последние дни. Соответственно, период слишком короткий для того, чтобы аудитория кардинально изменила свое поведение и можно было делать выводы о каких-либо потребительских трендах.
На вопрос о порядке действий в таких ситуациях и роли туроператора, Оксана Булах пояснила:
Сейчас все решения принимаются индивидуально, исходя из конкретной ситуации: что произошло в данный момент, чего желает турист. Возникают вопросы относительно задержки прибытия, возможной потери дня отдыха, а также проблемы своевременного вылета уже непосредственно с курорта.
На вопрос о возможности страхования или выбора альтернативных маршрутов она ответила:
Сложно предсказать, где и когда возникнет подобная ситуация. Мы видим, что закрываются не только аэропорты Москвы или Петербурга. Ряд региональных аэропортов достаточно часто на какое-то время ограничивают прием и отправку самолетов. Поэтому, наверное, стоит просто допускать такую вероятность, не покупать билеты впритык, что особенно характерно для бизнес-путешественников, и всегда оставлять некий запас времени на различные непредвиденные обстоятельства.
Дмитрий Арутюнов, генеральный директор туроператора «Арт-тур», советует при планировании многосоставных маршрутов, например, из Москвы в Азию, внимательно продумывать стыковки, чтобы задержки одного рейса не нарушили всю поездку:
Существует прямая связь между отменами рейсов и поведением наших туристов: некоторые переносят, а некоторые даже полностью отменяют поездки. При полете стыковочными рейсами не следует выбирать короткие стыковки, как мы делали раньше, два-три часа или меньше. Лучше провести ночь, например, в аэропорту Дубая, Стамбула или Еревана. Это, безусловно, защитит вас от потери стыковочного перелета. То же самое относится и к обратному пути. Мы также рекомендуем использовать стыковочные рейсы через другие наши международные аэропорты, например, в Сочи, где подобных отмен и задержек происходит значительно меньше, чем в Москве.
По поводу отмены поездок и возврата средств Дмитрий Арутюнов разъяснил:
Если рейс задерживается авиакомпанией более чем на четыре-шесть часов или отменяется, пассажир имеет право на возврат стоимости перелета. Что касается наземного обслуживания, это зависит от направления и типа бронирования, но мы, туроператоры, последние две недели только тем и занимаемся, что выступаем в роли защитников наших клиентов. И там, где это возможно, конечно же, мы спасаем клиентские деньги. Наши зарубежные партнеры, особенно в дружественных странах, очень активно идут навстречу, если ситуация не носит критического характера. Например, на Ближнем Востоке сейчас не пик сезона, и они сотрудничают с нами по этому вопросу. В странах Азии также относятся с пониманием к проблеме. Даже там, где по договору не обязаны возвращать, они понимают, что если человек прилетает в Стамбул на две ночи, а его рейс задерживается на сутки, велики шансы, что клиент откажется от поездки, и они либо переносят деньги на другие даты, когда клиент захочет полететь, либо делают возврат.
Специалисты также рекомендуют оформлять страхование от задержки или отмены рейса. В случае, если инцидент произойдет по вине авиакомпании, страховая компания покроет расходы на предметы первой необходимости, проживание в отеле и трансфер.