Магазинам, чья выручка более чем наполовину формируется за счет продажи алкогольной продукции, предлагается либо сменить локацию, либо увеличить долю неоалкогольных товаров. Участники рынка пока не имеют четкого представления о том, как эта схема будет работать на практике.
С инициативой запретить размещение магазинов алкогольной продукции в жилых домах и рядом с социальными объектами выступила группа депутатов, представляющих все думские партии.
Первым шагом авторы законопроекта предлагают ввести законодательное определение термина «алкомаркет». По их мнению, к этой категории должны относиться торговые точки, где более 50% квартальной выручки получено от продажи алкоголя и спиртосодержащей продукции. Такие магазины парламентарии предлагают размещать на расстоянии не менее 100 метров от жилых зданий, детских садов, школ, колледжей, вузов, больниц и спортивных объектов.
В условиях плотной городской застройки во многих районах крупных городов найти места, соответствующие этим требованиям, может оказаться невозможным. Альтернативой называется расширение ассортимента, но этот вариант также вызывает вопросы из-за ограниченности торговых площадей. Комментирует Дмитрий Терентьев, управляющий партнер юридической фирмы «Алкогольное право» и эксперт московского отделения «Опоры России»:
Сложно будет легальному бизнесу, потому что все свободные площади сейчас — это в основном первые этажи жилых домов. Отдельных помещений или зданий не строится. Куда уехать или переехать легальному бизнесу, который на сегодняшний момент уже там есть, непонятно.
Кроме того, эксперты розничной торговли выражают опасения, что под действие нового закона могут попасть не только специализированные алкомаркеты крупных сетей, но и обычные небольшие магазины формата «у дома». В таких магазинах алкоголь зачастую дороже, чем в сетевой рознице, и его продажи могут составлять существенную часть выручки, возможно, превышая 50%. В этом случае многим гражданам придется ходить за хлебом, печеньем или другими повседневными товарами не в ближайший магазин, а в более крупные торговые центры.
Отдельную сложность представляет механизм подсчета доли выручки. Как быть, если в одном квартале выручка от алкоголя была ниже 50%, а в следующем, например, из-за праздников, превысила установленный лимит? Авторы законопроекта не предоставили комментариев по этому поводу. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов соглашается, что вопросов по практическому применению нормы больше, чем ответов:
Достаточно сложно администрируемая норма — и с точки зрения обновления данных, и с точки зрения выручки, когда она будет пограничной, например, около 50%. Мне даже кажется, что могут возникнуть моменты с манипуляцией отчетности либо, наоборот, с ее занижением, чтобы остаться на прежнем месте. Это если говорить конкретно про выручку. Помимо выручки, мне кажется, еще больше вопросов.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что предлагаемые меры должны способствовать снижению потребления алкоголя в стране. Приводится пример Вологодской области, где введение ограничений на время продажи алкоголя (всего два часа в будние дни) якобы привело к снижению смертности от спиртного на 29%. Однако не уточняется, с каким именно периодом проводилось сравнение показателя смертности.
Эксперты неоднократно отмечали, что ужесточение правил для легальной торговли алкоголем может стимулировать переход бизнеса в нелегальное поле. Несмотря на то, что среди авторов законопроекта есть депутаты «Единой России», источник издания «Ведомости» во фракции сообщил, что документ требует детального изучения и обсуждения перед тем, как будет сформирована официальная позиция большинства. Подобные инициативы должны быть «тщательно проработаны», подчеркнул источник.
