Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), направила официальные обращения в Министерство строительства и Государственную Думу с предложением разрешить продажу задолженностей по жилищно-коммунальным услугам (ЖКУ) коллекторским агентствам. По мнению ассоциации, эта мера способна значительно улучшить собираемость платежей.
Председатель совета Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), Лина Ткаченко, в комментарии для Бизнес ФМ пояснила, что данная инициатива направлена на повышение эффективности сбора платежей и снижение кассового разрыва у управляющих компаний (УК) многоквартирных домов. В настоящий момент УК не имеют законного права уступать долги граждан за ЖКУ третьим лицам. При этом они обязаны в полном объеме перечислять средства ресурсоснабжающим организациям за предоставленные услуги, независимо от того, оплачены ли эти услуги жильцами.
В результате, управляющие компании часто вынуждены использовать собственные финансовые ресурсы для покрытия стоимости потребленных жильцами услуг. Это увеличивает риск банкротства УК и может привести к ухудшению качества обслуживания для добросовестных плательщиков, как утверждает Лина Ткаченко:
Лина Ткаченко, председатель совета АКОН:
«Согласно постановлениям правительства, управляющие компании не имеют возможности увеличивать или индексировать свои платежи. Средства поступают к ним только по статье „Содержание и ремонт“, в то время как индексация применяется исключительно к платежам ресурсоснабжающим организациям. Повысить стоимость услуг УК могут лишь по решению общего собрания собственников, но добиться такого решения крайне сложно, так как жильцы неохотно соглашаются на повышение тарифов, и подобные случаи очень редки. Долги накапливаются, кассовые разрывы увеличиваются, и с этой проблемой необходимо что-то делать. Именно поэтому среди членов нашей Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость, возникло предложение снять запрет на продажу долгов. Это даст компаниям возможность увеличить ликвидность и заключать факторинговые сделки с банками под эти долги, таким образом восполняя кассовые разрывы. Сейчас фактически получается, что добросовестные плательщики оплачивают счета за неплательщиков, а обслуживание домов происходит за счет тех, кто платит, в то время как взыскать долги практически невозможно. Я не вижу принципиальной разницы между долгами за жилищно-коммунальные услуги и любыми другими долгами, которые финансовые и банковские организации имеют право продавать или передавать коллекторам. Законодатели уже движутся по пути упрощения взыскания долгов за ЖКУ, и в нашем предложении я не вижу каких-либо особых рисков.»
По словам эксперта, задолженность населения за ЖКУ по итогам первого квартала текущего года достигла отметки в 900 миллиардов рублей. Прогноз членов Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость, и участников рынка указывает на то, что после повышения тарифов с 1 июля, к декабрю (с учетом отопительного сезона) эта сумма может вырасти еще на 15-20%.
Риски и альтернативные мнения
Однако другие специалисты отрасли предостерегают, что передача долгов населения за коммунальные услуги коллекторам несет значительные риски. Подобный опыт уже имел место в прошлом и был признан неудачным. Юрист по защите прав потребителей Центра правовой поддержки москвичей Денис Проскуряков считает, что произвол со стороны региональных коллекторов будет крайне сложно оспорить должникам, а властям — контролировать.
Денис Проскуряков, юрист по защите прав потребителей Центра правовой поддержки москвичей:
«Мы прекрасно помним, как функционировали коллекторские агентства в конце 90-х, нулевых и 2010-х годах, как они терроризировали людей, преследовали, звонили и совершали прочие действия. Федеральный закон № 230 от 2016 года, устанавливающий требования к коллекторским агентствам, сейчас ограничивает этот произвол. Но тем не менее, еще предстоит доказать, что коллекторское агентство нарушает права должника, и только после этого может встать вопрос об отзыве лицензии. Пока это произойдет, коллекторское агентство может напомнить о долге не одному должнику, и это приводит к достаточно печальным последствиям для обычных потребителей. На этом основании мы считаем это нецелесообразным, тем более что существующая процедура, предусмотренная законодательством, вполне работает. В рамках обычной хозяйственной деятельности от управляющей компании требуются обязательные юридические отделы, которые взыскивали долги и могут продолжать это делать, тем более что все это рассматривается в упрощенном производстве, без участия самой компании. А суды, как правило, выносят шаблонные решения, так что система функционирует, и усложнять эту схему не стоит. Долги всегда продаются с определенным дисконтом — 50-70%. Лучше пройти судебную процедуру и получить всю сумму долга вместе с пенями и процентами, нежели продавать его коллекторским компаниям с большим дисконтом. Особенно это касается удаленных субъектов, где произвол может быть значительно выше, чем в крупных регионах, таких как Москва, где они еще более-менее соблюдают законодательство.»
Ранее в Государственную Думу уже были представлены законопроекты, которые предусматривали возможность передачи долгов населения от управляющих компаний ресурсоснабжающим организациям, а также внесудебное взыскание долгов УК с неплательщиков через нотариусов.
На данный момент обе эти законодательные инициативы остаются непринятыми.